Ивент-индустрия вышла в свет: тренды событийного маркетинга 2023-2024

Рынок мероприятий обзавёлся средствами, и теперь главное — разумно их использовать.
2023-й стал самым успешным годом для ивент-индустрии: спрос на мероприятия превышает предложение, отраслевые форумы переполнены участниками, появилась прозрачная карта и рейтинг ивент-агентств, игроки устанавливают новые правила и вводят платные тендеры. Обо всех достижениях ивент-индустрии в 2023-м и трендах на 2024-й в материале для Sostav.

Артём дрыгант

основатель Be Brand People, сопредседатель ивент-комитета Ассоциации коммуникационных агентств России
2023 год запомнится ростом инвестиций в рекламу: существенно увеличились затраты на ТВ-размещения, наружка показала рост на 46%, радио — на 35%. Почти каждый из топ-30 рекламодателей нарастил бюджет на офлайн-продвижение. Прирост финансовых вливаний в 2023-м ощутил и ивент-рынок.

Помните, в 2021 году произошел резкий скачок после COVID? Спрос был гораздо больше, чем возможности ивент-индустрии. Тогда это было связано с массовым исходом специалистов из ивент-отрасли, сменой профессии на менее интересную, но безопасную. В 2023 году колоссальный спрос на мероприятия произошёл в связи с развитием российского бизнеса и ростом инвестиций во внутреннюю экономику.

Маркетинг находится на острие экономики: в кризис его первым «выключают», при росте — в него усиленно, активно, кратно вкладывают. Российский бизнес сегодня действительно вливает бюджеты в рекламу и, соответственно, в ивенты как инструмент маркетинга.

Ну а внутренние коммуникации, для которых ивент — основной инструмент, наращивают объёмы третий год подряд — со времён COVID, с удалёнки, с начала кадрового голода во многих сферах.


Клиенты: в ивентах стало больше денег

Клиенты понимают, что глобальные задачи и концепции проще отдать в агентства. Можно отдать контакты своих подрядчиков, но управлять проектом централизованно через агентство. И это связано с тремя вещами.

Фрилансеры: крупные заказы в агентствах

  • У корпораций есть список требований к поставщикам, который непосилен фрилансеру: юридическая прозрачность бизнеса, отсутствие налоговых задолженностей, судебных споров, аккредитация, финансовые гарантии и другое.

  • Агентство может прокредитовать крупный проект, несмотря на дополнительный процент на кредит в смете. Сегодня большинство государственных корпораций работают на полной или частичной постоплате, и для них это важно.

  • Агентство работает в режиме «единого окна». Аккаунт — единственное входящее звено. Он управляет таймлайном проекта и защищает интересы клиента. Это избавляет заказчика от необходимости «менеджерить» десятком фрилансеров-исполнителей и быть активным в сотнях проектных чатов.
Свободных хороших ивент-фрилансеров нет! Они востребованы малым бизнесом, они расписаны вперёд на кварталы. Да и крупный бизнес на точечные задачи, например, украсить офис к Новому году, может привлечь проверенного фрилансера. Но если речь идёт об ивенте как комплексе коммуникационных мероприятий и ивент-концепции — это в агентство.
Агентства аккумулируют вокруг себя фрилансеров и легко управляют ими. В агентствах-лидерах уже давно сложилась система управления проектами, стандарты качества и клиентского сервиса. Поэтому даже если в команду проекта агентство включает фрилансеров: за качество и эффективность отвечает агентство.

Подрядчики: в топе экспертиза и гибкость

По данным НАОМ, в событийной индустрии занято более 2 млн специалистов. К ним относятся и агентства, и сервисные подрядчики: площадки, технический продакшн, производственные компании, артисты — все, кто работает на мероприятиях.

Если площадки и их возможности оцифрованы благодаря вкладу конгрессно-выставочных ассоциаций (Национальное конгресс-бюро, Российский союз выставок и ярмарок), то карты сервисных компаний других направлений до сих пор нет. В планах: расширить Event Services Marketing Map, которая на сегодня включает только агентства, до всех исполнителей событийного рынка.
Однозначно агентства сегодня объединяют вокруг себя партнёров-подрядчиков: знают, кто самый профессиональный, как найти подход к исполнителю и договариваются о лучших для клиента условиях сотрудничества.

В лидерах те сервисные компании, которые развивают услуги со скоростью рынка, быстро реагируют на запросы, при этом гибки в коммуникации и могут экспертно порекомендовать решение, опираясь не только на ТЗ, ну и, конечно, важна юридическая прозрачность. У таких подрядчиков больше крупных заказов, их включают в проект ещё на этапе разработки концепции.

Безусловно, стратегическое планирование — это игра в долгую. Кто у вас работает? Как в компанию попадают люди? Что происходит в моей индустрии? Куда движется отрасль? Кто из партнёров и конкурентов мне может помочь
в аналогичных задачах? Это фундаментальные вопросы, думать о которых ресурсозатратнее, чем решать тактические задачи «здесь и сейчас».

В крупных корпорациях, на заводах макростратегический подход приживается сложнее. Когда компания не просто вылавливает свой трек, а вылавливает трек отрасли, управляет им вместе с конкурентами и по продвижению, и по персоналу и включает в общую отраслевую идею свои коммуникационные сообщения.

Но изменения есть, и это становится важным трендом. Так, например, случилось в IT-индустрии. Сегодня модно работать в IT: сложился имидж в профессии. Кто из индустрий следующий к этому придет, кто объединится с конкурентами и партнёрами — та отрасль будет впереди и привлечёт «синих воротничков». А ивенты как инструмент продвижения смыслов — очень в этом помогут.

Стратегия: какие бизнесы вырвутся вперед?

2024-й будет годом креатива в продукте, креативного контента и годом профессиональных команд. Если 2023-й стал годом «наполнения деньгами», то в следующем — эти деньги должны сработать качественно. Базовые потребности закрыты: бюджеты, площадки, кейтеринги — всё есть. Главная конкуренция среди игроков будет происходить в плоскости креатива, контента, эффективности и качественного исполнения.

Что ждёт ивент-индустрию в 2024 году

К следующей статье